Малиновые палочки

(1948 год)

Лидия Селягина

В конце этого лета Иришке исполняется семь. Сегодня старшая сестра и младший брат с нетерпением ждали её возвращения. Ведь она вместе с отцом пошла к директору школы с заявлением о приёме её в первый класс. Директор школы засомневалась, не рано ли отец отдаёт дочку в школу: маленькая да худенькая. Но отец объяснил, что она уже читает и знает много стихов из программы начальной школы, так как её старшая сестрёнка пойдёт в третий класс. По просьбе директора Иринка с удовольствием продемонстрировала свои знания и весело сообщила, что сама очень хочет в школу.

Директор внимательно посмотрела на неё и сказала:

— Ну что ж, я рада, что ты сама хочешь учиться. Так что можете собирать портфель. В школе выдадут книжки, а всё остальное надо приобрести. Об этом скажут на собрании.

— Спасибо. До свидания, — прощебетала Иришка и поскакала на одной ножке по коридору к выходу.

Домой они вернулись весёлые. На семейном совете решили, что в школу она пойдёт с портфелем старшей сестрёнки и в её школьной форме, а всё остальное приобретут в магазине. Мама сшила для Вали новую школьную форму. У неё это хорошо получалось, точь-в-точь как настоящая из магазина.

Идти в школу было страшно, так как Иришка никогда не была даже в детском саду. В ту пору (1947 год) ещё не было телевизоров. Главным источником информации были радио и газеты.

Первого сентября перед началом занятий девочек построили парами по классам в актовом зале школы. Учительница подвела к Иринке девочку с коротко стриженными волнистыми светлыми волосами и голубыми глазами. А воротничок форменного платья у неё был не отложной, а стоечкой.

— Знакомьтесь, девочки. Держитесь за руки и не потеряйтесь. Сейчас линейка начнётся, а потом пойдём в свой класс.

— Как это — линейка? — взволнованно спросили девочки.

— Это когда все ученики встанут ровненько, как по линеечке, — ответила учительница.

Оказалось, что девочку звали Ира Лукашевич. А платья с такими воротничками стоечкой были пошиты всему детскому дому, где она жила. Девочки замолчали, потому что одна очень важная тётя с орденами и медалями на чёрном платье с белым воротничком красивым добрым голосом сказала:

— Здравствуйте, дети. Поздравляю вас с днём Первого сентября! С началом нового учебного года!

Потом говорили другие учительницы. А директор школы позвонила в колокольчик и особенно тепло поздравила девочек первых классов (это была женская школа). Потом зазвенел, даже задребезжал, настоящий громкий звонок. В зале сразу все задвигались, и девочки невольно разъединились.

Иринка шла туда, куда несла её волна. Вместе с другими девочками она оказалась в классе. Учительница, но уже не та, которая подводила к ней Иру Лукашевич перед началом линейки, предложила им сесть за парты и начала знакомиться с ученицами. Когда были прочитаны все фамилии, Иришки в списке не оказалось.

— Дети, я всех назвала? Встаньте, кого я пропустила, — обратилась учительница к девочкам. Иришка встала.

— Как тебя зовут, девочка? Как твоя фамилия? Как ты сказала, Виноградова? Нет, ты не наша.

— Как? — робко спросила Иринка.

— Да не бойся ты. Сейчас найдём твой класс, бери портфель.

Учительница открыла дверь класса, а на пороге уже стояла Иришкина учительница, которая строила их на линейку.

— У вас нашей девочки нет? Ай, вот же она. Как же ты так заблудилась? — обрадованно говорила она.

— Забирайте свою девочку, — улыбаясь, ответила учительница другого класса. Иришка обрадовалась и уже весело сообщила:

— А я потерялась.

В первый день им сказали, что для занятий по счёту необходимо принести палочки, хотя бы два десятка. Тогда трудно было достать их так быстро. Мама сказала:

— Ничего не знаю. Вот папа с работы придёт и что-нибудь придумает.

Уже пришла пора спать, а папы всё не было. Смена у него на заводе была такая — вечерняя. Иришка пригорюнилась. Младший братишка сочувственно поглядывал на неё, а старшая сестрёнка сказала:

— Ты же знаешь, наш папа обязательно что-нибудь придумает.

— Не знаю, ведь уж скоро ночь, — тихо ответила Иринка.

Дети ложились спать строго в девять вечера. Утром Иришка приподняла голову с постели и увидела что-то необычное.

— Поднимайся, поднимайся. Отец уже на работе, а палочки тебя ждут, — быстро проговорила мать и вышла на кухню.

Иринка с босыми ногами мигом оказалась у стола.

— Ой какие! — воскликнула она, открывая незатейливую коробочку.

Все выскочили из своих кроватей.

— Во какие! — радовалась Иринка. Она брала пучочки ровненьких палочек, перевязанные резиночкой, и показывала сестрёнке и братишке.

— Мама, а откуда эти палочки? — спросила старшая сестрёнка у матери, которая уже вернулась из кухни.

— Это малиновые палочки. Отец знает место, где растут кусты малины. Пошёл с фонариком, нарезал веток, а потом уже дома ровнял. Да коробочку удобную отыскал у себя. Полночи провозился, а ведь смена сегодня — утренняя.

— Как здорово! Папа — молодец! — приговаривали ребята.

Иришка, радостная, пошла в школу. Первым уроком была арифметика. Учительница сказала:

— Дети, я понимаю, что приобрести палочки за один вечер ваши родители не успели, поэтому будем использовать другой материал, который есть у меня в классе. — Заметив блеск в Иришкиных глазах, подходя к её парте, она спросила: — Или у кого-то они уже появились? У тебя, Ирочка, что-то есть? В этой коробочке?

— Да, — смущённо ответила Иринка. — У меня малиновые. Папа сделал.

— Какие? Малиновые, говоришь? Дай, пожалуйста, я посмотрю, — она взяла продолговатую коробочку, села за учительский стол, открыла её, — надо же, как просто и удобно! И коробочка открывается бесшумно, и палочки такие аккуратненькие, ровненькие, десяточками перевязаны. Ирочка, скажи папе спасибо. Девочки, скажите своим родителям или старшим братишкам или сестрёнкам, что палочки могут быть и малиновыми.

Ирочке было так хорошо от этих слов, что даже плакать хотелось.